Впервые с компьютером, как частью рабочего оборудования я столкнулся в некой очень приличной московской клинике. Клиника одной из первых в России перешла на электронную историю болезни. Впрочем, переход был условным. Все данные о пациенте хранились на сервере, но каждую консультацию/дневник/эпикриз врач распечатывал и отправлял в архив – для проверяющих. Ибо то, что выводится на экран, проверяющие в упор не видели – бумага надёжней.
Внедрение нового врача в клинику начиналось с двух важных пунктов: Перечисление заморочек страховых компаний и с освоения электронной истории болезни. А программа была не для слабых мозгов. О таких вещах, как «дружелюбность интерфейса» и «интуитивно-понятное управление» разработчики слышали, но считали ниже своего достоинства заниматься этой фигнёй. Помнится, когда я впервые решил назначить пациенту исследование липидного профиля, у меня получилось 16 (!) назначенных анализов на общий холестерин. Согласно моему назначению (клянусь, я этого не хотел!) все эти анализы (16 раз подряд) следовало сделать одному человеку немедленно, в течение дня. От позора меня спасла администратор, которая движением пальца отменила пятнадцать анализов из шестнадцати.
Положительным моментом в программе был наглядный перечень процедур и исследований, которые пациент уже получил – очень важно, для страховой медицины, где существуют лимиты по оказанию медицинских услуг, а врач, превысивший эти лимиты, оплачивает дальнейшее лечение из своего кармана.
Намного позже, уже на нынешнем месте работы мне пришлось выслушать жалобу, о том, что врач на приёме не смотрит на пациента а уткнулся в компьютер и чего-то там строчит. Чудак-человек, разбалованный земской медициной – не знает, что в нашей элитной московской клинике (первый эшелон – кто работал в страховании, оценит) мы только так и работали: Опрашиваешь больного, параллельно просматриваешь список ограничений по страховке и забиваешь консультацию. А иначе за десять минут (по нормативу пятнадцать, но надо принять тех, кто пролез без записи и успеть на консультацию в стационар) просто не успеваешь.
Программа была старой и периодически подвергалась модернизации. Сперва её перебили под 98-й виндоуз. Потом под ХР. Сейчас, наверное, модернизировали под «Windows 7», если не снесли к чертям. Лучше программа не становилась, зато делалась всё тормознутей и глюкавей. И всё чаще устраивала нам бесплатные перерывы в работе, подвешивая больничную сеть. Последний сбой случился за день до моего увольнения – балдели полчаса.
На другом рабочем месте меня, как человека продвинутого в информационных технологиях, назначили ответственным за внедрение этих самых технологий. По сравнению с тем, обо что я бился в Москве, новая программа была намного дружелюбней. К ней даже инструкция на русском прилагалась. Но для человека, который после тридцати пяти лет пахоты на врачебном участке впервые сел за компьютер… Сами понимаете!
Внедрение происходило так: В кабинете, где установлено несколько подключённых к сети машин, собирались доктора и начиналось обучение:
- Доктора, - командовал автор, - подводим стрелочку к ярлыку с буквами «ЭИБ» и щёлкаем два раза клавишей мыши.
- Коллега, чего-то я щёлкаю, а оно не щёлкается.
- Щёлкайте энергичней. Перкуссию все помнят? Щёлкайте с такой частотой, как будто перкуторно определяете нижнюю границу лёгких.
- Коллега, я щёлкнул, а у меня тут фигня какая-то получилась.
- Так вы ж правой клавишей стучите, а надо левой! У всех получилось? Теперь переходим к следующей части нашего занятия – ввод индивидуального секретного пароля. Пока программу не освоим, пароль у всех будет одинаковый…
Контингент моих слушателей был таков: Ветеран ведомственной медицины семидесяти лет от роду, анестезиолог - ас ургентной медицины, его супруга-терапевт, обоим под шестьдесят, юная рентгенолог (вчера из ординатуры) – эта никогда не путала правую клавишу мыши с левой. Эта первая смена учеников (на всех компьютеров в кабинете не хватило). Состав второй смены аналогичен. Первым электронную историю болезни освоил семидесятилетний дедушка.
PS: У вас ещё не внедрены информационные технологии? Тогда мы идём к вам!