Росица (rositsa) wrote in doktor_killer,
Росица
rositsa
doktor_killer

Особый взгляд Каннского кинофестиваля - "Смерть господина Лазареску" Кристи Пую

Фильмы о реальной медицине

Оригинал взят у kolobok1973 в Особый взгляд Каннского кинофестиваля – «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую

В мае Каннский кинофестиваль в 35-й раз будет вручать премию в номинации «Особый взгляд» («Un certain regard»). <...> Помню, как поразила меня 7 лет назад победившая в этой номинации лента Кристи Пую «Смерть господина Лазареску» : тогда, разумеется, о новоявленных румынских неореалистах не подозревали, – это сейчас мы с ходу назовем с полдюжины «новых румын», – а первое впечатление обычно одновременно и самое сильное.

Практически лишённый какого-либо намёка на художественность, монотонно-затянутый, снятый как бы на любительскую подрагивающую камеру натуралистически-подробный 3-часовой (!!!) трагикомический рассказ об умирании человека, имевшего все шансы поправиться, но в итоге павшего жертвой противоречивых диагнозов, ненавязчивого медицинского сервиса, невозмутимости и профессионального пофигизма врачей, формализма и тупости персонала и некоторых причудливых особенностей медицинской этики. Одинокий Лазареску, нуждающийся в неотложной нейрохирургической операции, всю ночь разъезжает на «скорой помощи» по бухарестским больницам, не удостаиваясь заинтересованного внимания эскулапов и на глазах превращаясь из человека в растение. Думаю, что любой зритель, близко сталкивавшийся с нашей медициной, наблюдает за происходящим «по ту сторону экрана» – настолько документально выглядит эта одиссея имевшего несчастье заболеть человека. Складывается впечатление, что режиссёр просто установил камеру в городской клинике, и она бесстрастно фиксирует происходящее, со всеми неаппетитными подробностями и типичными ситуациями. Поразительно, но режиссёру удаётся практически невозможное: ни нарочитая документальность, ни 3-часовой хронометраж, ни полное отсутствие какого-либо экшна, ни матричное однообразие диалогов и ситуаций, ни сопутствующие больничному сюжету испражнения и блевотина на экране не только не вызывают ни малейшего раздражения, но создают настоящий эффект присутствия и включённости. Фильм смотрится буквально на одном дыхании, а умирающему Лазареску зритель, не чуждый рефлексии и размышлениям о бренности бытия, сочувствует так, как сочувствуют близким родственникам.

Номинация картины на «Особый взгляд» неудивительна – в отличие от популярных голливудских картин о каких-то нереальных, инопланетных больницах, где волшебники в белых халатах спасают людей, в картине Пую медицина самая что ни на есть реальная, а реализм нынче не в почете, и, судя по актуальным векторам развития кино, скоро вполне отойдет к разряду киноэкзотики. Примечательно, что первое соприкосновение героя непосредственно с профессиональной медициной происходит где-то на 50-й минуте фильма, но исчерпывающее представление о румынском здравоохранении мы получаем сразу же из фразы сердобольного соседа старика Лазареску – «Ты что, какая скорая помощь, кто к тебе поедет в субботу?..» В отличие от комедий абсурда, когда происходящее, на первый взгляд, лишено всякого смысла, но при этом смешно, «Смерть господина Лазареску» – настоящая трагедия абсурда, цепь абсолютно бессмысленных разговоров, перебранок, анализов, томографий, врачей и санитаров, беспорядочных действий и телодвижений, приближающих неминуемую смерть. Смерть, которую можно было бы избежать, обрети все эти слова и действия хоть каплю смысла, а главное – человеческого сострадания...

Примечательно, что у Пую нашлись последователи не только в Румынии: молодой болгарский режиссёр Илиян Метев снимает в прошлом году полудокументальный ответ своему румынскому коллеге – «Последнюю «Скорую помощь» в Софии». Если в «Смерти господина Лазареску» акцент сделан на пациенте и его мытарствах, а все сопутствующие больничные интерьеры и персонажи-врачи – просто фон для демонстрации трагедии маленького человека в стране победившего капитализма, то Метев использует диаметрально противоположный прием: пейзажи и интерьеры попадают в камеру случайно и служат лишь фоном для 3 голов, пациентов нарочито не показывают вовсе, а 95 % хронометража занимают крупные планы лиц врачей – работающих, спасающих, жалующихся друг другу, ругающихся с диспетчерской, проклинающих в бога душу мать весь свет...

Что же до «Особого взгляда», то Пую послужил провозвестником, по сути, нового тематического направления в кино – в наше время страх перед медициной и натуралистическое смакование умирания, уверена, будут одной из центральных тем. В 2011 премию «Особый взгляд» получил обаятельный немец Андреас Дрезен, чья «Остановка на перегоне» напрямую порождена бессилием человечества перед онкологическими заболеваниями и растущей по всему миру онкофобией. Дрезен снимает именно историю смерти, препарирует её, фотографически точно фиксирует посуточное течение болезни и её постепенное пожирание человека, но при этом ему, как и Кристи Пую, удается показать страшную неизбежность, не вызывая ни отвращения, ни отчуждения, ни брезгливости.

Забавно, что в 2011 именно Дрезен вырвал главный приз «Особого взгляда» у нашего Звягинцева с его «Еленой», удостоенной в итоге спецприза. «Елена», по сути дела, тоже ведь абсолютный учебник по танатологии, изучающий не столько физическую сторону смерти, сколько превращение людей в живых мертвецов, в животных, потерю ими человеческого. Показательно, что фильм-изображение естественной и неизбежной смерти человека, окруженного любящими людьми, делающими всё возможное, чтобы облегчить последние дни страданий, в итоге снискал больше симпатий и сочувствия, чем история убийства и оскотинивания гомо сапиенсов. Наверно, это справедливо...

«Лазареску» можно на компе он-лайн посмотреть, он выложен.
Tags: а вот за бугром..!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments