docves (docves) wrote in doktor_killer,
docves
docves
doktor_killer

Categories:

"... Что же будет с Родиной и с нами...." (с) ДДТ

В ближайшие годы в сфере пол учения пре- и постдипломного образования нас ожидает ряд интересных преобразований - введение образовательного стандарта третьего уровня (часы на клинические дисциплины уменьшены), ведение ординатуры-резидентуры с отменой интернатуры и старой ординатуры, введение с 1 сентября 2013 г. нового вида обучения - аспирантуры (пока никто реально не понимает, в чем отличия от существующей, единственно стало понятно, что соискательство научной степени вне аспирантуры исключается), ну и для основной массы трудящихся - изменения в статусе врача: введение индивидуального лицензирования меддеятельности, отмена (предположительная) старых форм сертификации, внедрение "непрерывных" форм повышения квалификации(ряд пилотов вроде уже начинает действовать). Ну и  - кредитная оценка повышения квалификации. Что это и с чем едят - у основной массы врачей  представление смутное. Попытки копировать западный опыт как-то часто неудачны, а изобретение своего мерседеса  - еще хуже. Вот недавняя статья в Медицинской газете.- представлен накопленный опыт  и разъясняется ситуация с позиции представления РОХ -Российского общества хирургов. Статья большая.


МЕДИЦИНСКАЯ ГАЗЕТА № 57 от 02.08.2013

Баллы и кредиты: новые предложения. Система оценки в непрерывном медицинском образовании продолжает совершенствоваться

Сегодня ни у кого не возникает возражений, что последипломное образование врачей ну ж дается в модернизации. В настоящее время подавляющее число учебных кафедр, занимающихся последипломным образованием врачей, проводят стандартные 144-часовые циклы общего или тематического усовершенствования по образовательном программам по специальности, на которые врачи приезжают с одной целью – получить документ для переаттестации и ресертификации на очередные 5 лет. Используемые в нынешнем педагогическом процессе стандартные виды и формы обучения: лекции, семинары, практические занятия носят в основном аудиторный характер. В то же время в последние годы администрации ЛПУ (на фоне недействующего приказа о клинической больнице) стремятся ограничить допуск слушателей в операционные и перевязочные и другие специализированные кабинеты.
В настоящее время имеет место крайне низкое оснащение учебных кафедр оборудованием для проведения симуляционного обучения. Минздрав России обещает (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.) ликвидировать этот пробел к 2020 г. путём создания 80 оборудованных центров для симуляционной хирургии. Но учить-то надо сегодня! И сейчас невооружённым глазом видно скептическое отношение обучающихся к происходящему образовательному процессу на учебных кафедрах последипломного образования. В связи с этим правление Российского общества хирургов стало активно разрабатывать и оптимизировать существующие образовательные программы по хирургии. Этот подход в настоящее время поддержан президиумом Общества врачей России (ОВР), он принят как базовый для всех специальностей.
Основным слабым звеном в сегодняшней системе последипломного обучения хирурга является невозможность овладения новыми практическими навыками в полном объёме. Это обусловлено как объективными (слабая материально-техническая база образовательных кафедр из-за практически полного отсутствия финансовых средств), так и субъективными (недостаточная квалификация преподавателей, отсутствие необходимого учебно-методического пакета документов и т.п.) причинами. Кроме этого, внедрение в образовательный процесс краткосрочных форм обучения (например, в виде тренинга продолжительностью 1-3 дня) не может быть обеспечено получением врачом документа государственного образца, необходимого для его аттестации (переаттестации) и ресертификации.
Реальным выходом (и практически единственным) из сложившейся ситуации является применение кредитно-балльной системы учёт а затраченного времени врача на учёбу, когда те же 1-3 дня обучения будут учтены в виде 0,25-0,5 единицы дисциплинарного модуля. Но проблема заключается в том, что на федеральном уровне не существует документа, подтверждающего легитимность кредитно-балльной системы учёта времени, затраченного на образование. Сегодня лишь некоторые учебные заведения (Самара, Воронеж и ряд других) создали и утвердили на местном уровне совместно с региональным органом здравоохранения такую форму оценки образовательного процесса. Ранее подобные попытки проводила Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК). Наиболее продвинутой в этом плане является Украина, где ещё с 01.01.2010 г. приказом МЗ Украины № 484 от 07.07.2009 введена новая система непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, основанная на кредитно-балльной оценке проводимых образовательных мероприятий.
Для того чтобы разобраться в принципах формирования кредитно-балльной системы (основы её были изложены в ряде документов Болонской декларации в 1999 г.), необходимо определиться с терминологией. В перечисленных выше нормативных документах употребляются различные слова: кредит, балл, модуль, зачётная единица и т.п.
Например, приказом ректора Воронежской государственной медицинской академии Н.Н.Бурденко «О введении временной кредитно-модульной системы подготовки врачей в ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения РФ с 1 января 2013 г. введено «Временное положение о системе зачётных единиц (кредитов) при подготовке врачей в интернатуре, ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также в работу ППС клинических кафедр и врачебного состава клиник академии». В рассматриваемом документе разъяснено, что кредитно-модульная система (КМС) – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачётных единиц (кредитов) как единиц измерения учебной нагрузки обучающегося по основным и дополнительным программам послевузовского профессионального образования. Зачётная единица (кредит) – унифицированная единица измерения объёма трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эта единица должна учитывать все виды работ обучающегося, предусмотренные в утверждённом учебном плане аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), внеаудиторную (самостоятельную) работу и др. Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы. Зачётные единицы (кредиты) присваиваются каждой дисциплине (модулю), входящей в состав основной или дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования. В соответствии с федеральными государственными требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования одна зачётная единица (кредит) соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Причём, как следует далее, это распространяется на обучение как интернов и ординаторов, так и слушателей профильных кафедр в системе последипломного образования.
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (без сертификата специалиста либо без его продления на 5 лет) выдаётся слушателю цикла повышения квалификации после представления в Институт дополнительного профессионального образования или ФПРКЗ зачётной книжки с подтверждением набора не менее 36—50 зачётных единиц (кредитов), то есть 1296–1800 часов соответственно, так как 1 кредит (1 зачётная единица) равен 36 академическим часам (см. выше). Далее для получения допуска к сдаче квалификационного экзамена и сертификации (ресертификации) слушатель цикла повышения квалификации представляет в квалификационную комиссию зачётную книжку с подтверждением набора не менее 72–144 зачётных единиц (кредитов) соответственно.
Если слушатель участвует в кредитно-модульной системе, то, кроме этого, он представляет сведения о суммарном наборе за 5 предшествующих лет не менее 250 зачётных единиц (кредитов) (это составляет 9000 часов) с учётом полученных при обучении в Институте дополнительного профессионального образования или на ФПРКЗ. Для получения допуска к сдаче итоговой аттестации и сертификации (ресертификации) слушатель цикла профессиональной переподготовки представляет в государственную аттестационную комиссию зачётную книжку с подтверждением набора не менее 21 зачётной единицы (кредита). Если слушатель участвует в кредитно-модульной системе, то, кроме этого, он представляет сведения о суммарном наборе за 5 предшествующих лет не менее 250 зачётных единиц (кредитов) с учётом полученных при обучении в Институте дополнительного профессионального образования или на ФПРКЗ.
Примерно так же (на 95%) ведётся учёт кредитов в кредитно-модульной системе (где 1 кредит так же равен 36 академическим часам), утверждённой для врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Самарской области.
При ознакомлении этой системы для практических врачей (см. табл. 1) видим, что
1) произошла подмена понятий «кредит» и «академический час», что вызывает обоснованную путаницу в рассматриваемых документах;
2) исходя из названия перечня, в него почему-то включена работа профессорско-преподавательского состава (ППС) профильных кафедр СамГМУ;
3) непонятно, почему в данную таблицу включены мероприятия, являющиеся непосредственными функциональными обязанностями как врачей ЛПУ, так и ППС кафедр СамГМУ;
4) во всех рассматриваемых документах отсутствуют указания, что лежит в основе числовой составляющей системы расчёта кредитов;
5) не совсем понятно, какие мероприятия и кем аккредитуются для включения их в предлагаемые системы учёта.
Давайте теперь обратимся к предложениям Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), изложенных в проекте концепции «Развитие системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации» – Москва, 2012 (см. табл. 1).


Таблица 1. Перечень видов образовательных мероприятий, их кредитная стоимость для врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Самарской области

И несколько раньше в работах АСМОК по этой же проблеме предложен был ещё ряд различных видов деятельности врачей и ППС для учёта в кредитно-балльной оценке (см. табл. 2–5).

Таблица 2. Ранжирование образовательных мероприятий в кредитах

Таблица 3.Клиническая деятельность

Проведение клинического разбора или патологоанатомической конференции

3 кредита

Наставничество в клинике (в течение одного учебного года)

10 кредитов

Освоение и внедрение в практическую деятельность новой методики, подтверждённое документально

5 кредитов

Таблица 4.Научная и публикационная активность

Заочная аспирантура/соискатель учёной степени кандидата медицинских наук

10 кредитов(в год)

Публикация в центральных рецензируемых изданиях

1 кредит

в центральных рецензируемых изданиях

2 кредита

Рецензирование, оппонирование диссертации на соискание ученой степени

2 кредита

Руководство диссертационным исследованием одного соискателя учёной степени

10 кредитов

Получение патента (авторского свидетельства) на изобретение в сфере здравоохранения

5 кредитов

Авторство в клинических руководствах, принятых профессиональным обществом

5 кредитов

Разработка те промежуточного (итогового) контроля знаний по специальности

5 кредитов

Таблица 5.Участие в образовательных мероприятиях и прохождение модулей

Аккредитованная конференция или другие виды аудиторных мероприятий, участие

1 час –1 кредит

Аккредитованная конференция или другие виды аудиторных мероприятий, выступление

2 кредита

Прохождение аккредитованного модуля, рассчитанного на 1 час обучения

1 кредит

Стажировка, подтверждённая выдачей документа о количестве часов занятий (36 часов)

6 кредитов

Самостоятельные поиск и изучение информации, подтверждённые документально

1 кредит

И здесь мы видим те же самые разночтения при определении терминов, понятий и учёте используемых мероприятий. Например, участие в образовательных мероприятиях и прохождения (?) модуля 1 час = 1 кредиту. И тут же, на строчке ниже – за 36 часов начисляется лишь 6 кредитов (?).  Ну, хорошо – это периферийные вузы и общественная организация. А что же предлагает нам федеральное министерство? Цитируем данные из доклада министра здравоохранения РФ В.Скворцовой «Развитие последипломной подготовки и повышение квалификации медицинских специалистов» 29.11.2012:
«Система непрерывного профессионального развития врача должна предусматривать наличие системы кредитных единиц, включающей:
– накопительную и зачётную функции,
– модульный принцип построения программ,
– инновационные технологии обучения, в том числе с использованием сетевых ресурсов.
Кредит – условная единица, выполняющая зачётную и накопительную функции, гарантирующая признание обучения. Зачётные единицы отражают не время, затраченное на изучение дисциплины, а достижение обучающимся профессиональной компетенции в пределах пройденного материала или объема учебной программы.
И далее, федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программ в интернатуре определили трудоёмкость:
1 зачётная единица = 36 академических часов (?) – то есть зачётная единица отражает всё-таки время);
1 учебная неделя = max: 54 акад. часа, или 1,5 зачёт. ед.;
1 учебный год = 72 зачёт. (интернатура),
2 учебных года = 144 зачёт. ед. (ординатура).
С 1 сентября 2012 г. в образовательный процесс введены образовательные программы послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре, разработанные на основе введённых ФГТ». (Конец цитаты.)
Более определённо разъяснены понятия в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, где имеют место следующие положения:
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоёмкости их освоения может применяться система зачётных единиц. Зачётная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
5. Количество зачётных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачётных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

      В связи с этим правление Российского общества хирургов (РОХ) выработало своё видение о понятиях и терминах, основанных на их использовании, применяемых в документах Болонской декларации.
1. Кредит– зачётная образовательная единица, состоящая из 36 академических (учебных) часов. Он официально утверждён в России и используется в федеральных образовательных программах третьего поколения.
Согласно Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 г., официально имеет место обязательное обучение врача-специалиста продолжительностью не менее 144 часов за последние 5 лет его работы. Это составляет 4 кредита. Они могут быть разбиты в течение 5 лет: 36 часов 4 раза, 72 часа 2 раза, 144 часа 1 раз. Вот здесь в их рамках спокойно могут работать краткосрочные образовательные мероприятия (1-3-5 дней): различного вида тренинги, обучающие семинары и т.п., особенно в условиях созданных РОХ новых образовательных программ. Могут быть использованы различные формы обучения (очное, дискретное, с элементами дистанционного обучения и т.п.). По нашему мнению, главное, что кредит – это «священная образовательная корова», на которую никто не может покушаться. И кредиты нельзя ни с чем смешивать.
2. Следующая составляющая – это балл. Он не может исчисляться в часах. Это особая форма учёта оценки образовательного процесса врача-специалиста в виде дополнительных премиальных (аттестационных) единиц. Всего за 5 лет врачу необходимо набрать не менее 106 баллов. Можно и больше, но учитываться официально будут только 106 баллов. В этом случае, например, врачу хирургической специальности будет представлена возможность пройти очередную переаттестацию без представления отчёта и в заочной форме (как премия или бонус). Баллы должны начисляться за: а) участие и выступления на различных конференциях, конгрессах, семинарах, школах и т.п. (максимум 8 баллов, в зависимости от значимости проводимого мероприятия); б) научные публикации (максимум 5 баллов в зависимости от источника – рецензируется ВАК или нет, международные и т.п.); в) получение патента (максимум 8 баллов, в зависимости от типа – устройство, полезная модель и т.п.); г) внедрение новых лечебно-диагностических технологий (максимум 10 баллов, особенно освоенных в образовательных центрах, аккредитованных РОХ). Количество подобных мероприятий не должно быть большим, ну, может быть, ещё 2-3 добавить можно, но не 20-30, как значится в вышеназванных программах, куда предлагают включать участие и проведение патанатомических конференций, руководство интернатурой, проведение мастер-классов (т.е. то, что является прямыми функциональными обязанностями и врачей и преподавателей). Максимальное количество баллов нами взято из документов Болонского соглашения, а диапазон их – от 1 до максимума – может выбирать либо РОХ (тогда только на аккредитованные РОХ мероприятиях), либо местные власти, но при этом им не будут начисляться баллы РОХ, а свои набранные баллы они могут учитывать в своей кадровой региональной политике. То есть здесь мы не смешиваем термины «кредит» и «балл» – это абсолютно разные понятия.

      Таким образом, мы обосновали терминологию и число общих кредитно-балльных единиц в количестве 250 за 5 лет трудовой деятельности хирурга, что РОХ всегда и позиционировало, и предлагаем нашу позицию по этим вопросам после соответствующих добавлений, доработок и т.п. Мы не уверенны, что слишком большой крен в наборе баллов необходимо делать в сторону научных публикаций и разработок, а также включения в образовательную активность специалистов своих функциональных обязанностей как сотрудников НИИ, образовательных кафедр, так и практических врачей, как это предлагается в проанализированных выше программах. Считаем, что наибольший акцент следует сделать на участие врачей в съездах, конгрессах и особенно мастер-классах как мероприятиях, несущих наибольшую теоретическую и практическую нагрузку и позволяющих начать реальное внедрение на своём рабочем месте новых технологий и почерпнутых практических навыков.
    Также мы считаем, что начисление баллов должно осуществляться только за участие в мероприятиях, имеющих как федеральную, так и региональную профессиональную и общественную аккредитацию, а также аккредитацию профессиональных сообществ. Начислять же баллы за публикации стоит только за те, которые размещены в журналах, имеющих рейтинг СКОПУС или аналогичный.

Сергей СОВЦОВ, член правления Российского общества хирургов, профессор кафедры хирургии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования Южно-Уральского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук.
Андрей ФЁДОРОВ, генеральный секретарь Российского общества хирургов, доктор медицинских наук, профессор.
Михаил ТАРИВЕРДИЕВ, управляющий делами Российского общества хирургов.

Навскидку, есть кое что интересное, в то же время кажется что авторы в другой России живут. Бросилось в глаза, что дается очень мало баллов за публикацию статьи в журнале, иная по затраченному труду и кандидатской поболее будет. А в Самарской области чтобы набрать заветные циферки – просто надо сдохнуть. Ну и унылый вывод – затрахивать будут больше. И денег снимут.
P.S. Тут еще народ стал волноваться - нарастает тенденция требовать корочку на все - например - "...Долгое время используем лазер в своей хирургической практике. Как пример - эндовазальная лазерная склерооблитерация варикозных вен нижних конечностей. В настоящее время встал вопрос о необходимости  получения сертификата  для работы с лазером в ХИРУРГИЧЕСКОЙ практике..." (с)

Источник: http://общество-хирургов.рф/upload/57-bally_i_kredity_1.pdf,

http://общество-хирургов.рф/publikaci/statja-v-medicinskoi-gazete-s-predlozhenijami-rosiiskogo-obschestva-hirurgov.html

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • юмор

  • Блин.....

    Такую группу профукали.... все от безмозглых модераторов, зарезавших материалы, которые могли максимально выстрелить в ТОПы... Ни себе - ни людям...…

  • Занимательная римская медицина.

    А, вот, сняли фильм про римскую медицину. Есть свои минусы и плюсы, но мы старались.18+ Фото для понимания, видео по ссылке.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Recent Posts from This Community

  • юмор

  • Блин.....

    Такую группу профукали.... все от безмозглых модераторов, зарезавших материалы, которые могли максимально выстрелить в ТОПы... Ни себе - ни людям...…

  • Занимательная римская медицина.

    А, вот, сняли фильм про римскую медицину. Есть свои минусы и плюсы, но мы старались.18+ Фото для понимания, видео по ссылке.…