cynical_medpred (cynical_medpred) wrote in doktor_killer,
cynical_medpred
cynical_medpred
doktor_killer

Category:

Фарма и медицина. Этика продажности.

...В настоящее время крупные фармкомпании очень много говорят о своей этичности. И довольно много говорится о неэтичности компаний мелких. Но так ли это на самом деле? Не так, разумеется. :))

Совращение нашей медицины фармацевтическим баблом началось в начале девяностых, с приходом фармы к нам на рынок. Имеется в виду — с настоящим приходом. Препараты поступали к нам и до этого, но кормились с них считанные люди. В принципе, история даже сохранила их имена и вписала в анналы, но сейчас не об этом.

Так вот, при том, что сейчас топовые компании обвиняют дженериковые в неэтичном поведении, начиналось это все тогда, когда дженериковых компаний в России фактически еще и не было. В фармфольклоре ходят несколько версий того, кто же первый начал покупать врачей. Чаще всего называют Лилли, но правды сейчас, скорее всего, уже не узнать. Да и не суть важно, на самом-то деле... Факт, что тогда оно началось. Покупали медицину по всем направлениям — платили аптекам, платили врачам в поликлиниках, платили отвечающим за госпитальные закупки, платили науке. Золотое было время. :))

Наука, такое ощущение, сдалась первой. Профессура распробовала фармбабло, и до сих пор его кушает так, что за ушами трещит. Лет пять назад честным человеком считался тот, кто хотя бы не пытался в один доклад впихнуть несколько конкурентов. Ну, а говорить о приверженности к какому-то реальному собственному клиническому опыту — вообще не приходится. Врачи в курсе должны быть. :)) Но, аппетит приходит во время еды — профессура тянула, тянула, и тянула бабло. Ну и дотянулись, собственно. Если раньше доклад серьезного человека с именем воспринимался как руководство к действию, то сейчас рассматривается с точки зрения — так, и кто на этот раз ему забашлял? Профессуре, в принципе, пофиг. Но вот клиницисты плюются. :))

Аптеки купили тоже быстро. Что там надо-то было девочкам-первостольникам. Тортики, фрукты, чай и прочие бусы. Недорого и эффективно. Аптеки, правда, за несколько лет плавно перетекли от дикого рынка к крупным сетям, и стали рубить бабло с фармкомпаний за все, причем на официальной основе. За выкладку, за более удачное место, за рекламные материалы, за акции... За рекомендации первостольника. За то, что первостольник не будет рекомендовать препарат конкурента... :)) Очень хорошо имеют, короче. Но, все равно никто не в обиде. :))

Врачи поликлиник. Их тоже скупали на корню. Правда, с ними было сложнее и хлопотнее, чем с аптеками, но результат того стоил. Я помню, как годы и годы подряд продажи росли, росли, росли... Врачи же нахаляву катались в Москву, Питер, и в Европу на научные симпозиумы из расчета три часа симпозиума — три дня пьянки, и тоже были очень довольны.

Госпиталка. Ну, пиление госбабла — у нас вообще национальный вид спорта. Спайка фармы и медицины там прошла особенно бодро и на ура.

И счастье это длилось, длилось и длилось. И даже кризис, пришедший в 1998ом, не смог помешать этой трогательной любви. Ну, некоторые на полгодика свернулись в России. Ну, некоторые полгодика зарплату не платили сотрудникам. Но вышли все из кризиса довольно быстро. Плюс, приблизительно к тому моменту на этот праздник жизни подтянулись дженериковые компании. Поскольку преимущества дженериков перед оригинаторами весьма спорны, а бодаться с Бигфармой весьма сложно, в битве за свой кусок пирога башляли они с особенным остервенением. Бигфарма, впрочем, была занята тем же самым, поэтому не сильно жаловалась. И так прошло еще лет семь.

А вот дальше началось удивительное. Как грибы после дождя, в БигФарме стали появляться отделы по этике. Менеджеры по комплаенсу... Специалисты, которые следят за этичностью ведения бизнеса. Всех, кто в теме, сейчас вытошнило. Редкой мерзостности явление. В основном тем, что каждый шаг стал сопровождаться килограммом заполненной бумаги. Прямо как в медицине. :)) А этическим кодексом любой фармкомпании можно убить человека, если ударить по голове. ВОООТ ТАКАЯ КНИЖКА. :)) Те, что я видел и держал в руках, смахивают на том анатомии Синельникова. В старом издании. :)) И расписан там каждый шаг и каждый чих.

Откуда же такое взялось? Ну, Бигфарма рассказывает сказки про этичность, про социальную ответственность бизнеса, эт цетера. Добро пожаловать на вводный тренинг для новичков — там вам этой лапши навешают — не снимешь. Ну, а люди, которые чуть более разбираются в вопросе — связывают это с тем, что приблизительно с 2005 года стал активно применяться Foreign Corrupt Practices Act — федеральный закон США, устанавливающий ответственность за подкуп иностранных должностных лиц. Вуаля. :)) Уж не знаю, что там явилось причиной, но факт остается фактом — закон, который был принят аж в 1977 году, и практически не применялся все это время, начал применяться, и очень активно. В короткое время огребли ряд ТНК, в том числе — и в Бигфарме. Вот и стали все резко — этичными. :))

Больше всех, разумеется, обрадовались данному факту дженериковые компании. Они резко выиграли в глазах клиентов. А вот медпредам оригинаторов стало нелегко. Ходить и разбрасывать ассигнации, и ходить и рассказывать, какой классный препарат предлагает компания Х — это две очень разные работы. :))

Но наша страна не была бы нашей страной, если бы сделала все по правилам. Уж не знаю, как этичность вводилась по всему миру (подозреваю, что тоже с нюансами) — а у нас она вводилась — просто пальчики оближешь. Простой пример. План продаж компании Х в 2005 году составил 100 миллионов долларов, и был выполнен на 100%. Из этих продаж, 50 миллионов было продано честно, 50 — за откаты и заносы. В 2006 году компания стала резко этичной. Соответственно, 50 миллионов, которые продавались за откаты, надо из плана исключать. И какой же план компания Х ставит на 2006 год? Правильно, 110 миллионов! :)) У нас же — развивающийся бизнес! У нас же — отличные препараты! *Далее, лапша на уши навешивается столько, сколько ее там можно уместить*.

Короче, сейлз отдел поставлен перед фактом — продавать надо больше и больше, а платить теперь нельзя. Ну, с трибун говорятся правильные слова, но на деле все понимают, что продажи делать надо. И делают. Те деньги, которые раньше честно шли в откаты, превратились в маркетинговый бюджет, прошли через сито комплаенса, и различными ухищрениями стали превращаться во все те же откаты. Разве что поизощренней по форме, и поменьше по объему. Короче, анекдот про любителя трудностей. Но не смешной — комплаенс отделы работают без дураков. И народ увольняют запросто. Так что получилась отличная схема — любой человек, который работает (а не работая, план не выполнишь) — нарушает комплаенс. Соответственно, его в любой момент можно взять за задницу и выкинуть. Отличный способ, чтобы держать сотрудников в кулаке... Ну, плюс, что смогли в плане откатов — передали дистрибьюторам. Что не смогли — подняли повыше, чтобы с щекотливыми моментами хотя бы рядовой состав не соприкасался, как в фарме, так и в медицине. Теперь, по прошествию лет, рядовой состав Бигфармы — и впрямь, часто верит в этичность родной компании, наивные люди... :)) А нерядовой вот так теперь и работает. И все все понимают. Благодать... :))
Ну, а последние годы ознаменовались закручиванием гаек. По поликлиникам официально ходить медпредам запретили. В госпиталке — МНН, ну и МП тоже ходить по стационарам нельзя. Аптечные сети тоже пытаются запретить контакт МП с рядовым составом, и решать вопросы на уровне сети. В переводе на бытовой, это означает, что произошло еще одно поднятие уровня откатинга, его укрупнение и централизация. И означает это в итоге одно — курс на экономию госбабла. Чтобы не все от него откусывали, а самые, понимаешь, достойные. А то оно заканчивается уже. Ну, а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо... Не болейте. :))

(c) cynical_medpred






Subscribe

  • опрос

    Большинство косметологических процедур если они сделаны не по показаниям, с нарушениями технологии, а иногда и без видимих причин (редко, но…

  • Если бы я не был медиком...

  • На круги своя

    Отмечаю проявление одного необычного заблуждения, из присущих человеку на втором этапе модели Кюблер-Росс — направление гнева на «руку колющую».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • опрос

    Большинство косметологических процедур если они сделаны не по показаниям, с нарушениями технологии, а иногда и без видимих причин (редко, но…

  • Если бы я не был медиком...

  • На круги своя

    Отмечаю проявление одного необычного заблуждения, из присущих человеку на втором этапе модели Кюблер-Росс — направление гнева на «руку колющую».…