mmed16 (mmed16) wrote in doktor_killer,
mmed16
mmed16
doktor_killer

Суставы Микеланджело

Оригинал взят у mmed16 в Суставы Микеланджело

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
 
Микеланджело Буонаротти. Сонеты.
 

Скульптор, живописец и один из величайших художников всех времен, Микеланджело Буонарроти,страдал заболеванием суставов. 








Я попробовала сделать обзор разных мнений о диагнозе.
О болях в суставах Микеланджело писал в возрасте 80 лет в письме своему племяннику.


Давид Лаццери, врач римской клиники Вилла Салариа, попытался поставить диагноз Микеланджело, основываясь на его портретах.

В основу исследования легли три портрета Микеланджело, два из которых прижизненные.

Первый, кисти Якопино дель Конте, был написан в 1535 году, когда Мастеру было уже за 60.

Второй в 1544 году создал Даниэле Риччарелли (больше известный как да Вольтерра), один из друзей Микеланджело. Портрет работы Риччарелли, по сути, является копией картины дель Конте. Третий портрет принадлежит кисти Помпео Каччини и был создан через 36 лет после смерти Микеланджело.








И портреты, и жалобы художника в переписке с племянником указывают на то, что Микеланджело страдал от какой-то болезни суставов.

Сам Микеланджело определяет её как подагру – но в то время подагрой называли многие патологии, по симптомам схожие с артритом.

Помимо "подагры", Микеланджело страдал от почечнокаменной болезни – он не раз описывал племяннику и мучительный выход камней, и острые почечные колики.

Интересно, что от камней в почках Микеланджело, по всей видимости, избавился в 1549 году. Следуя рекомендациям врача Маттео Реальдо Коломбо, художник ежедневно пил минеральную воду из источника Витербо. Помогло. Во всяком случае, жалобы прекратились.



Свой подагрический артрит Микеланджело описывал как "жестокую боль" в ноге. Сохранилось изображение этой больной ноги: на фреске "Афинская школа" Рафаэль придал философу Гераклиту Эфесскому портретное сходство с Микеланджело.

Все три портрета показывают Микеланджело в возрасте 60-65 лет и отображают постепенный процесс его старения. На всех хорошо прописана левая рука великого художника и скульптора — современные искусствоведы трактуют это как намек на "леворукость" Микеланджело. Лаццери также считает, что Микеланджело был левшой.

На первом портрете, принадлежащем кисти Якопино дель Конте, Микеланджело выглядит старше своих лет, у него измождённый вид, а суставы левой руки явно деформированы. На более поздних портретах деформация сохраняется. По мнению Лаццери, она вызвана дегенеративными изменениями невоспалительного характера, что соответствует современному диагнозу узелкового остеоартроза.

Развитие болезни, безусловно, усугублялось продолжительной работой с камнем. На более ранних изображениях Микеланджело – в образе Гераклита Эфесского на уже упоминавшейся фреске Рафаэля и в образе Святого Варфоломея в Сикстинской капелле – руки мастера не имеют явных признаков деформации.
Правое колено философа, моделью которого послужил Микеланджело, деформировано и имеет  "шишки", но без явных признаков воспаления суставов, подчеркивают современные медики.



Являются ли эти "шишки" подагрическими тофусами?
Мог ли он в 36 лет иметь тофусную подагру? Когда Рафаэль писал эту фреску, Микеландлжело было 36 лет.
Как еще можно объяснить узлы на коленях персонажа фрески?
Известно, что Рафаэль рисовал узлы на ногах и тех лиц, которые их не имели в реальной жизни. Есть предположение, что узлы на коленях могли иметь статусное значение.
Почему?


Лоренцо Медичи, патрон Микеланджело, имел тяжелую тофусную подагру, которая считалась наследственной. Отец, дед и прадед Лоренцо имели заболевание суставов с узлами, которое считалось подагрой. Недавние исследования 4-х скелетов показали, что только у одного из них была подагра, а у трех - эрозивный, по-видимому,  ревматоидный артрит. У одного скелета нашлиHLA DR4 генотип, типичный для ревматоидного артрита.

Подагра могла иметь статусное значение, и ее могли приписывать выдающимся лицам того времени, чтобы подчеркнуть их  важность.

Возможен диагноз вторичной подагры и нефропатии, обусловленных отравлением свинцом.
Ранее несколько исследователей отмечали у Микеланджело симптомы сатурнизма –
отравления свинцом. Свинец мог содержаться и в красках, и в растворителях, и в обычном вине, которое держали в свинцовых ёмкостях. Известно, что во время росписи Сикстинской капеллы Микеланджело страдал от нистагма, головокружений и потери равновесия. Эти симптомы могли быть вызваны как свинцовым отравлением, так и обычным переутомлением или напряжённой работой глаз при тусклом свете.

То есть, эпизод подагры полностью отвергнуть нельзя.

Лаццери считает диагноз подагры маловероятным на основании того, что отсутствовали подкожные тофусы (образования, содержащие соли мочевой кислоты) и следы воспаления на кистях рук.

Но мы знаем, что вторичная подагра и подагра на ранних стадиях обычно не дают тофусов.

Лаццери считает, что.ю скорее всего, страдания великого мастера эпохи Возрождения были связаны с дегенеративными изменениями в мелких суставах , с остеоартрозом.

Микеланджело скончался в возрасте 88 лет.
За шесть дней до смерти, превозмогая мучительную боль, он продолжал работать молотком и резцом над своим последним шедевром, Пьетой Ронданини. Эта скульптура так и осталась незаконченной.
В последние годы жизни Микеланджело даже не мог взять в руки перо, так сильно болели руки. Письма за него писали помощники, он только ставил свою подпись.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments