1. Доклады главврачей. Очень интересно, так как во фтизиатрической службе – масса оргпроблем. Основная идея – если сотрудников не подгонять пинками, они сразу перестают работать. Масса душераздирающих конкретных примеров.
2. Хирурги. (Кстати, помню доклады Михаила Израилевича Перельмана, директора московского института туберкулеза, лет этак 20 лет назад, что сам он – хирург, но у себя хирургическую службу сворачивает, так как лечение туберкулеза в этом нуждается все меньше и лет через несколько вообще перестанет нуждаться). В основном – конкретные клинические случаи с картинками типа лимфоузлов сплошь в очажках некроза. Общее впечатление – тяжелых случаев становится все больше.
3. Фтизиатры. Рассказ о работе. Я их уважаю, но уровень представленной научной работы… В основном рассказывают о том, сколько лечили. При этом – вместо описания клинических симптомов – только сколько попало в какую группу наблюдения, результатов лабораторных данных нет вообще, достоверности различия частот – в единичных докладах, о дизайне исследования нет не слова, кого прислали, того и лечим, что видим, то и поем, о заранее проработанных протоколах исследования, анализе факторов риска, построении прогнозов индивидуального риска ответа на лечение – ни слова. Нет, кое-что было толковое и интересное, но – избаловался я в Москве, особенно на работах хирургов-онкологов. Я даже с пониманием стал относиться к требованиям начальства, чтобы все медики обязательно публиковались в приличных западных журналах.
Лично мне весь этот вал конкретной информации с мест был очень интересен и полезен и несколько поменял мое воззрение на проблему. Я начал входить в проблематику и у меня сложилось впечатление, что, несмотря на снижение заболеваемости туберкулезом (примерно в полтора раза за последние 10 лет с постоянной скоростью) ситуация намного хуже. И сейчас все совсем не так радужно, и в ближайшее время ситуация может начать ухудшаться, так как увеличивается доля больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) и у больных ВИЧ, у которых он проходит в особо извращенной форме.
Оказывается, светлое будущее уже наступило. Из всех заболевших туберкулезом в прошлом году в России четверть – ВИЧ инфицированные и четверть – МЛУ.
Из приятных сюрпризов на конференции могу отметить только три. Во-первых – что на банкете по случаю окончания в культурной программе было что-то типа мужского стриптиза (фотки имеются). Во-вторых – встретил несколько знакомых эпидемиологов, которые пытаются бороться с системой.
В связи с этим вопрос к уважаемым убивцам.
Надо ли выкладывать сюда еще и пересказы некоторых наиболее запомнившихся выступлений?